Перетяжка автосалона KTM Минск, мотоциклы КТМ Календари соревнований на motomoto.by
Главная » Мотоновости » Не все так просто. Обучение вождению ATV

Не все так просто. Обучение вождению ATV

06.05.2010, 10:38 // Все о квадроциклах
Источник новости: motodrive.com.ua

 

''Если я умею ездить на мотоцикле, то прохватить на квадроцикле (ATV) проще простого'' — скажите вы. Раньше я тоже так думал. Но после того, как мне удалось побывать в Великобритании на курсах по подготовке инструкторов для обучения безопасному вождению ATV, я могу смело утверждать: ''Не все так просто''.

 ATV (All Terrain Vehicle) — моторное, внедорожное транспортное средство, с тремя и более колесами, с низким давлением в шинах, с мотоциклетным рулем и сидением, управляемое одним водителем без пассажира. У нас ATV принято называть либо ''квадроцикл'', либо ''мотовездеход''. Основные производители: Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki, Bombardier, Arctic Cat. Все квадроциклы делятся на утилитарные и спортивные. В отдельную категорию так же можно выделить детские. Объемы двигателей — от 50 до 700 см. куб. Спортивные модели с мощным мотором способны разгоняться до скорости более 160 км/ч. Утилитарные квадроциклы характеризуются, как правило, полным приводом, автоматической коробкой передач (вариатором), лучшей грязезащитой. Идеально подходят для работы и отдыха (охоты, рыбалки). Спортивные отличаются задним приводом, механической коробкой передач, большими ходами подвесок, большой мощностью и скоростью. В основном используются в соревнованиях, а так же для проведения активного отдыха.

  Европейское отделение института (EASI) находится в Великобритании. Тренировочная база расположена в 60 км к югу от Лондона в живописном районе West Sussex. Весь комплекс состоит из: основного здания для проведения теоретических занятий, гаража для хранения и обслуживания ATV, и нескольких гектаров полей, засеянных вечнозеленой травой для практических уроков.

 Наша группа состояла из пяти человек (Я из Украины, 2 человека — Испания, 1- Чехия, 1 — Голландия). Все претенденты на получение лицензии инструктора прибыли от своего регионального дистрибьютора Yamaha. Продолжительность курса  - 5 дней (теоретические и практические занятия). По окончанию курса сдается теоретический экзамен (тест из 50-ти вопросов), практический (ездовые навыки) и проверка на способность обучать желающих приобщиться к миру ATV. Весь курс, естественно, на английском языке.

 Нашим шеф-инструктором был чемпион Великобритании по гонкам на ATV. Первый день — теоретическая часть занятий. Обсуждались вопросы, связанные с эксплуатацией ATV. Сейчас во всем мире актуален вопрос по поводу разрешения эксплуатации ATV на дорогах общего пользования. Это влечет за собой регистрацию ATV в гос. органах и получение лицензии на управление. В Украине пока что этот вопрос остается открытым. У нас мотовездеходы не подлежат регистрации, но эксплуатация их на дорогах общего пользования запрещена. Соответственно, и не нужны права на управление. Хотя были единичные случаи регистрации квадриков, с последующим получением номера и техпаспорта. Но в связи с техническими особенностями ATV при езде по асфальту у него ухудшается управляемость, что может повлечь за собой аварию. 65 % травм при эксплуатации мотовездеходов были получены из-за отсутствия специальной экипировки и неправильного давления в шинах. Правильная экипировка при эксплуатации утилитарного ATV состоит из шлема, очков, перчаток, куртки, штанов и ботов. Если вы собрались погонять на спортивном квадрике, то, ко всему вышеперечисленному, следует добавить защиту грудной клетки, спины, плечей, локтей и колен. Естественно, вся экипировка должна быть хорошего качества и подходить вам по размеру. Правильное давление в шинах, как правило, указано на самом квадроцикле, либо в инструкции по эксплуатации.

 Рекомендуемый возраст, с которого следует садиться на ATV, зависит от объема двигателя, что составляет:

6 лет и более —  до 70 см. куб.

12 лет и более — от 70 до 90 см. куб.

16 лет и более — от 90 см. куб.

Последующие три дня мы провели за рулем ATV. Все получили в свое распоряжение утилитарные Yamaha YFM 350 FWAN Bruin, с объемом двигателя 350 см. куб., 24 л. с., автоматической коробкой передач и возможностью подключения полного привода. Всю экипировку брал с собой, иначе о покатушках не могло быть и речи.

 Практическая часть занятий состояла из 16 уроков, где мы оттачивали свое мастерство, выполняя различные задания в виде преодоления препятствий, правильного прохождения поворотов с использованием газа и правильным распределением своего веса. До этого момента все эти упражнения казались мне сущим пустяком. Но поверьте, правильно выполнить определенное задание не так-то просто. Нужно не забывать смотреть в нужном направлении, прижимать колени к баку, не отрывать ступни от ''ножек'', свешиваться и поддерживать ровный темп движения. При всем при этом вы должны помнить траекторию, по которой нужно выполнить упражнение. Плюс ко всему этому, за курсантами постоянно наблюдает инструктор и выставляет оценки за каждое задание. Сложнее всего проходить правые повороты. Так как правая ручка руля прижимается к корпусу, работать газом становится не совсем удобно. Основная проблема при управлении квадроциклом — это его постоянное желание оторвать два колеса во время поворота. Вот почему необходимо правильно свешиваться во время прохождения поворота. Иначе можно запросто перевернуться со всеми вытекающими последствиями.

 Из всех вопросов в тесте самым забавным был вопрос: ''Как найти место, где можно покататься на ATV?''. Сначала я его не понял. Как оказалось, что бы где-то в Европе покататься на “квадрике”, необходимо связаться с местными клубами и там получить информацию о доступных местах и маршрутах, так как там практически вся земля находится в частной собственности. И если вы случайно заедете на чью-то ферму и начнете нарезать там круги, вас могут очень серьезно наказать. К счастью, нам это пока не грозит. Все-таки хорошо, что ''Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…''.

Погода в последний день дала нам знать, что все-таки мы находимся в ''туманном Альбионе''. Очень густой туман и высокая влажность. В этот день нам предстояло доказать, что теперь мы сами можем обучать. Нам на ''растерзание'' дали группу новичков, которые никогда не сидели за рулем ATV. Группа состояла из семи человек: (четверо подростков-кроссменов, две девушки и один полицейский). Хотя контингент получился разнообразный, общий язык нашли довольно легко. Тяжелее всего было с кроссменами. Их кроссовые           инстинкты не позволяли им ехать спокойно со всей группой: постоянные прогазовки перед стартом, извечное желание встать на ноги и ''открутить по полной'' сводили ''на нет'' все наши усилия. Выход был найден. В начало колонны поставили девушек. Сразу все стало на свои места. Процесс обучения шел неравномерно. Девушки немного отставали, хотя к концу занятий они уже уверенно выполняли несложные задания. У кроссменов тоже не все было гладко, некоторые сложные упражнения им давались с трудом. Это еще раз подтверждает правильность моего мнения о том, что не все так просто.

Курс закончен. Все экзамены сданы. Нас поздравили с получением лицензии инструктора. Теперь пора возвращаться на родину. Может, кому-то это все покажется скучным и неинтересным (особенно бывалым ''ATV-шникам''), но почему же так много людей погибает и получает травмы? А, может быть, стоит  вернуться к истокам, и еще раз, но, уже правильно найдя и исправив свои ошибки, усвоить простые правила, которые помогут сохранить здоровье, а, может быть, и жизнь всем нам. И вы еще долгое время сможете получать удовольствие от покатушек на ATV и прочей мототехнике.

ASI (Институт по безопасному вождению ATV) был создан в 1983 году производителями ATV. Только в США (на которые приходится львиная доля мировых продаж ''квадриков'') с 1998 года в авариях, связанных с ATV, погибло около 2000 человек, в том числе и детей. Еще тысячи получили многочисленные травмы. Основной целью создания этой организации является снижение количества аварий при передвижении на ATV.

Коментарии пользователей

Комментарии могут публиковать только зарегистрированные авторизированные пользователи. Пожалуйста, авторизируйтесь.

 

на верх страницы